?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(Примечание: В данном тексте счастье рассматривается как возможность делать то, что тебе хочется, и чтобы при этом мир становился не хуже, а лучше).

В городе Беркли я оставила свою футболку с надписью "дорогу пешеходам". Уж очень она понравилась хорошему человеку Синтии. Синтия отдарилась другой футболкой, на ее спине надпись "One less car" - "Одной машиной меньше". Слова хорошо видны, когда едешь по улицам на велосипеде. Футболки сделала великая и ужасная "San Francisko Bicycle Coalition" (велосипедная коалиция Сан-Франциско), где Синтия состоит наряду с почти пятью тысячами активистов.
Синтия и ее друзья - самые счастливые люди в районе залива. Они делают, что хотят.
Например, Синтия работает ногами. Она совладелец такой маленькой фирмочки "Pedal express" по доставке продуктов на грузовых велосипедах с контейнерами. Грузовые велосипеды они сделали сами, из обычных. Словами эти конструкции описать трудно. По ее словам, на них можно перевозить до тысячи фунтов! Схема доставки охватывает 4 города, включая Беркли.
Конечно, стало интересно, можно ли на это прожить. Ответ такой. «Нам есть, что поесть, нам есть, где жить… Ну, мы не ставим целью сильно разбогатеть. Хотим делать то, что нравится, и что считаем нужным». А это может себе позволить далеко не каждый имеющий доход выше среднего…
"Педал экспресс" вместе с еще двумя очаровательными мини-бизнесами и двумя общественными организациями - "World Bike" (Мировой Велосипед) и Коалицией за велодружественный Беркли - снимает небольшой домик. И все это вместе называется "Центр Беркли за разумный транспорт", а еще - мастерская. Излишне упоминать, что все бизнесмены одновременно и велоактивисты, и наоборот. А улица - один из 10 велосипедных бульваров Беркли. В такие бульвары за последние годы переделали уже 10 улиц города, на что как раз повлияла Коалиция за велодружественный Беркли. Синтия поясняет, что сопротивление велосипедизации оказывают нефтяное и… "похудательное" лобби - люди, передвигаясь на великах, нуждаются в меньшем количестве и нефти, и средств для похудения (это многомиллиардный бизнес).
Приглашаю вас в этот домик-центр-мастерскую, посмотреть на удивительные вещи, которые делают его обитатели.

«Нефтяной дурак» против нефтяной иглы

Расклад такой. Мир в целом становится все более автозависимым, нефть быстро выкачивают из недр Земли и ее осталось на треть средней жизни землянина, из-за сжигания топлив катастрофически меняется климат, а в эпицентре цивилизации, все это раскрутившей, в городе Беркли на улице, на асфальте которой нарисованы стилизованные велосипеды, в домике-мастерской среди прочих организаций живет маленькая фирма под названием «Нефтяной дурак». Точнее даже «Топливный дурак», «Fossil Fool» - www.fossilfool.com Имеются в виду ископаемые углеводородные топлива. Так что по сути «Нефтяной дурак» правильнее.
Хозяин «Нефтяного дурака» Пол Фридман делает штуки, которые ездят, взбивают коктейли и крутят музыку, и при этом не требуют, чтобы в них сжигали нефть - или включали их в розетку, откуда течет ток с элекстростанции, где сжигают нефть. Ну, или там газ.
Название «Нефтяной дурак» тонко намекает на экологическую цену сжигания чудовищных объемов ископаемого топлива. И на то, что во многих случаях наша цивилизация могла бы без него обойтись. Если бы главным по цивилизации назначили Пола.
Сам Пол – красивый парень, похожий на эльфа в футболке. В его мастерской, помимо всякого инструмента и деталей, можно увидеть, например, велосипед, обтянутый тканью «под леопарда», ожидающий заказчика. А вот велотрейлер - сегодня утром доделал.
Пол скромно улыбался, пока нам его представляли, но вскоре стало ясно, что он прямо-таки сердце этой мастерской. И ее руки. Это он в 2000 году создал «Педал Экспресс», собрал грузовые велики, а потом передал фирму Синтии. Кроме «Нефтяного дурака», он еще руководит НПО «Всемирный Байк» (велик, в смысле) www.worldbike.org. О нем речь впереди.


Пол делает разные креативные велосипедные вещи, например, велорюкзаки, удобные багажники собственного дизайна. Как он сам говорит: «Все, чтобы облегчить переход от машины к велосипеду. Устройства для удобства и безопасности велосипедистов. Вот, чтобы ездить вечером, неоновая подсветка. Она крепится на раму со всех сторон, чтобы было видно, что едет велосипедист».
Пол разработал эту неоновую подсветку для себя. С ней стал чувствовать себя в темноте безопаснее, чем днем при свете. Одновременно выяснилось, что выглядит это очень круто. И тогда они начали ее продавать, уже 1000 штук продали. «Когда велосипедисты используют эти вещи, они создают такой имидж, что молодежь думает, это круто – ездить на велике». Ну, и конечно, так думают мальчишки, которым родители покупают подсветку в заботе об их безопасности.
Педали - не только для передвижения! Вот музыкальные системы, для которых не требуется электричество, только крути ногами. Плюс в некоторых используются солнечные батареи. Такие системы используются на всяких альтернативных зеленых фестивалях, и, кроме того, ребята зарабатывают с их помощью деньги, обслуживают заказы. Эти музыкальные системы показывали по различным каналам – МТВ, к примеру. Или вот… веломиксер – на специальных соревнованиях он занял первое место в мире по скорости изготовления коктейлей, взбив 70 коктейлей за час.
В КАЧЕСТВЕ НПО «ВСЕМИРНЫЙ БАЙК» www.worldbike.org Пол и его друзья тоже разрабатывают удобные модели велосипедов, но уже для условий Третьего Мира. Для таких стран как, например, Кения. Люди здесь бедные, машины дорогие, и бедные люди стремятся стать богатыми, чтобы купить вожделенное, самое главное в жизни - машину.
«Мы хотим, чтобы люди не думали, что машине нет альтернатив, что это то, что нужно покупать и к чему стремиться. Чтобы все новые и новые страны не попадали в ловушку автомобилизации. Сейчас сотни миллионов людей пользуются велосипедом для малого и семейного бизнеса - в Африке, Сенегале, на Кубе. Мы разрабатываем такие образцы, которые могла бы перенять велосипедная промышленность. Вот недавно к нам обратились люди из компании по производству велосипедов. Сейчас идут переговоры».
…На этом велосипеде удобно развозить продукты. Багажники размещены близко к земле, придавая велосипеду устойчивость. Дизайн позволяет ставить на багажник коробки. При всем том он недорог, не тяжел, и техника вождения такого велосипеда не отличается от обычной. На таких великах развозят, например, хлеб. Пол и его друзья помогли создать в городе Кисуми (это в Кении) мастерскую по производству таких велосипедов, именующихся «Биг Бода». «Этот велосипед стоит 100 долларов. Самый дешевый - 30. Обычно велосипеды в Кении стоят 50-70 долларов, но они плохие, часто ломаются, на ремонт за год уходит больше, чем на сам велосипед. Поэтому здесь нужны надежные велосипеды. Еще мы хотим развивать возможность личного дизайна для каждого потребителя, гибкость, индивидуальность схемы производства велосипедов. Например, прикручивать по желанию покупателя специальные держатели для багажа».

Каршар, карпул и веломост через залив Сан-Франциско

Цели разных людей, продвигающих более экологичную транспортную политику в районе залива Сан-Франциско, могут быть самыми разными - обезопасить детей на дорогах и угодить избирателям, спасти мир от глобального потепления и США - от нефтяной зависимости, без проблем ездить на велосипеде и прослыть зеленым политиком, примкнуть к модному молодежному стилю жизни и сделать воздух чище, покончить с пробками и дать больше пространства природе… Но на практике надо так или иначе решить две конкретные задачи: во-первых, сделать как-то так, чтобы количество автомобильных поездок сокращалось, а во-вторых, чтобы при езде сжигалось меньше ископаемого топлива. Понятно, что о найденных решениях надо сообщить всем-всем-всем жителям и как-то их заинтересовать. Это в интересах и властей, и зеленых.
В официальном руководстве по транспортным возможностям жителей Беркли велосипед выглядит как одно из решений, наряду, например, с "Каршар" - совместным владением автомобилем. Это снижает автозависимость, и в то же время позволяет пользоваться машиной при необходимости. Людей приглашают присоединиться к одному из 30 "каршар" сообществ в районе залива. Поощряется также вступление в такие сообщества предприятий. "Каршарцам" могут предоставляться парковочные льготы. То же касается "карпула" - совместного использования автомобиля, чтобы уменьшить число поездок с одним пассажиром. Желающим подыщут спутника с подходящим местом жительства и работы. При этом места на дороге и топлива потребуется вдвое меньше. Ну, и конечно, развивается система общественного транспорта - от метро на территории залива соединяющего ряд населенных пунктов, до местных автобусных маршрутов. Все схемы доступны на сайтах.
Учтите, что речь об американском городе, где нет такой давней традиции поддержки велосипеда, как в Европе. Но в то же время городок необычен. Уже в Генплане 1977 года говорились слова о необходимости "обеспечить возможность безопасного, удобного и приятного передвижения на велосипеде по всему Беркли". И все же настоящая поддержка великов началась не так давно. Сегодня город предоставляет велосипедистам сотни велостоянок. Упомянутая Коалиция за велодружественный Беркли ежегодно организует при поддержке властей акцию «На велосипеде – на работу». Усилия Коалиции и всех велосипедистов залива помогли достичь многого: построен новый вело-пешеходный мост через залив; город принял велосипедный план Беркли, включая сеть велосипедных бульваров; выделен 1 миллион долларов для обустройства велосипедного бульвара на улице, связывающей Беркли с Эмервиллем; 170000 долларов ежегодно дает город на велосипедные проекты…
В свою очередь Коалиция за велодружественный Беркли проводит курсы дорожной безопасности для велосипедистов, создала вебсайт по местным велосипедным ресурсам, предоставляет услуги велосипедной парковки на разнообразных мероприятиях, включая День Земли, организует поездки, ориентированные на семьи и сообщества. Как и все общественные организации в США, Коалиция живет на взносы своих членов. А те получают взамен скидки в веломагазинах, бесплатную аренду грузовых велосипедов "Педал экспресс", удовольствие от совместных поездок и ощущение своей полезности.
В Беркли есть велосипедный план, в плане есть цель - "Создать модель велодружественного города, где использование велосипеда - привлекательная, легкая, безопасная и удобная форма передвижения и отдыха для людей всех возрастов". И 10 велосипедных бульваров - это только начало создания "городской сети велосипедных дорог, которая должна удовлетворять всем потребностям велосипедистов, особенно для передвижения на работу, в школу, торговые районы, станции общественного транспорта, учреждения и места отдыха". Ну и так далее. Там еще много чего, не только на бумаге, и в реальности. Читать в наших условиях - одно расстройство.

Ирина ФУФАЕВА.

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow